Аттестация колесно-роликового участка (КРУ) — обязательная процедура, подтверждающая право предприятия на проведение ремонта колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов. Без действующего удостоверения предприятие не имеет юридического права на выполнение таких работ для нужд железнодорожного транспорта стран СНГ, Прибалтики и Грузии.
Проверка проводится железнодорожной администрацией или уполномоченной организацией на основании нормативного Положения, утверждённого Советом по железнодорожному транспорту.
Какие предприятия обязаны проходить аттестацию КРУ
Аттестации подлежат колесно-роликовые участки следующих предприятий:
- вагоноремонтные заводы;
- вагонные ремонтные депо;
- вагонные эксплуатационные депо;
- вагоноколесные мастерские.
Даже если предприятие расположено вне СНГ, но выполняет работы для нужд железнодорожного транспорта стран Содружества, оно обязано соответствовать требованиям Положения и пройти процедуру аттестации.
Что проверяют при аттестации колесно-роликового участка
Комиссия оценивает техническую готовность участка к проведению ремонта и обслуживания колесных пар. Проверка охватывает:
- технологическое оборудование (наличие, работоспособность, поверки);
- оснащение: стенды, прессы, шаблоны, приборы, подъемные механизмы;
- документацию: технологические процессы, нормативные документы, перечни, удостоверения персонала;
- квалификацию работников КРУ (мастеров, бригадиров, контролёров);
- соблюдение требований к запасным частям (сертификаты, клеймение, легитимность поставки).
Основные виды аттестации КРУ
Аттестация может быть следующих типов:
Вид аттестации |
Когда проводится |
Первичная |
При создании нового КРУ или при смене юридического лица. |
При расширении области |
В случае освоения новых видов работ, ввода нового оборудования или участков. |
Периодическая (плановая) |
Не реже одного раза в 5 лет, для подтверждения актуальности условий и соответствия. |
Внеочередная (внеплановая) |
При жалобах на качество ремонта, решениях суда, предписаниях надзора или приостановке действия удостоверения |
Какие документы и участки подлежат проверке
Перед комиссией нужно подготовить:
- акты предварительной комиссии;
- перечни оборудования и оснастки (Приложения Б и В);
- копии технологических процессов, утверждённых руководителем предприятия;
- сведения о квалификации персонала;
- свидетельства и документы на подразделения неразрушающего контроля.
Также проверке подлежат обязательные участки, указанные в Приложении А: колесный цех, демонтажное отделение, монтажное, прессовое, комплектовочное и др.
Типовые ошибки при подготовке к аттестации
❗ Часто предприятия не проходят аттестацию по формальным причинам:
- отсутствуют поверки или просрочены сроки калибровки оборудования;
- не подготовлены копии всех титульных листов ТП;
- персонал не имеет действующих удостоверений;
- не соблюдены требования к маркировке или сертификации запасных частей;
- нет протоколов учёбы или документации по внутреннему контролю качества.
Даже один из этих пунктов может стать причиной отказа в выдаче удостоверения.
Срок действия удостоверения КРУ и порядок его продления
Срок действия удостоверения КРУ — до 5 лет. По истечении срока предприятие должно пройти плановую переаттестацию. Пропуск сроков означает автоматическое прекращение права на выполнение работ.
Если в период действия удостоверения появляются основания для внеочередной проверки (например, жалобы на качество ремонта, решение суда или предписание надзора), железнодорожная администрация может инициировать внеплановую аттестацию.
Как мы помогаем пройти аттестацию «под ключ»
Компания «Дорожный регистр» предлагает полное сопровождение:
- аудит участка и выявление несоответствий;
- формирование перечней и технической документации;
- проверка аттестатов, калибровок, договоров поставки;
- составление актов предварительной комиссии;
- взаимодействие с железнодорожной администрацией и аттестационной комиссией;
- сопровождение до получения удостоверения.
🛠 По каким требованиям проверяют КРУ
Аттестация проводится на соответствие сразу нескольким уровням документации:
- нормативной документации железнодорожной администрации;
- ремонтной документации, утвержденной Советом по ж/д транспорту СНГ;
- ГОСТ 2.602-95 (при отсутствии типовых РД для конкретного типа колесных пар);
- документации, утверждённой держателем подлинника КД.
Кроме того, проверяется применение автоматических систем контроля, наличие схем допуска и система учёта дефектов.
Контакты для получения услуги
📞 Телефон: +7 (495) 369-56-79
📧 Почта: mail@roadreg.ru
🌐 Сайт: https://roadreg.ru
Обратитесь в компанию «Дорожный регистр» — мы обеспечим успешное прохождение аттестации КРУ с первого раза и без срывов сроков.
Мы также предоставляем услуги по аттестации контрольных пунктов (отделений) по ремонту автосцепного устройства, контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений, а также тележечных отделений.