
Содержание
- Условия и требования для получения лицензии
- Полезные советы
- Оформим лицензию под ключ — «Дорожный регистр»
Перед тем как подать заявление на получение лицензии на перевозку пассажиров по воде, важно убедиться, что вы соответствуете всем установленным требованиям. В 2025 году правила стали строже, а контроль — жёстче. В этой статье мы разобрали ключевые условия, которым должен соответствовать перевозчик, а также привели полезные советы, как избежать отказа и ускорить процесс лицензирования.
Условия и требования для получения лицензии
Соискатель лицензии (юрлицо или ИП) должен соответствовать ряду лицензионных требований, прежде чем подавать заявление. Основные условия для получения лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом в 2025 году следующие:
Статус заявителя
Лицензия может быть выдана только зарегистрированным юрлицам или ИП. Физическое лицо без статуса ИП не сможет легально получать доходы от перевозки пассажиров и не вправе получать такую лицензию.
Наличие пригодных судов
У перевозчика должны быть в собственности или в законном пользовании (например, по договору аренды или фрахтования) суда, предназначенные для перевозки людей. Эти суда должны соответствовать требованиям безопасности – прежде всего, вышеупомянутому техрегламенту. Проще говоря, судно должно быть технически исправно, оснащено необходимыми спасательными средствами и оборудованием. Если используются маломерные суда, они должны быть зарегистрированы (иметь судовой билет) и в судовом билете должно быть указано назначение судна «для перевозки пассажиров». Без отметки о пассажирском назначении в документах судна могут возникнуть проблемы при лицензировании.
Страхование ответственности и членов экипажа
Закон обязывает перевозчиков застраховать риски, связанные с перевозкой людей. Необходимо иметь действующие договоры страхования:
- страхование жизни и здоровья членов экипажа от несчастных случаев на работе;
- страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами – на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.
Полисы должны покрывать всю предполагаемую деятельность. Копии этих договоров включаются в пакет документов на лицензию.
Квалификация персонала
Все судоводители, которые будут управлять судами при перевозке пассажиров, должны обладать действующими удостоверениями на право управления маломерным судном соответствующей категории. Для небольших судов это, как правило, удостоверение судоводителя, выдаваемое ГИМС МЧС России (с отметками о типе судна – моторное, парусное, гидроцикл или судно особой конструкции). Категория удостоверения (район плавания – внутренние воды или море) должна соответствовать акватории, где будут проходить рейсы. Отдельных «коммерческих прав» на катер не существует – достаточно обычных прав ГИМС, но у перевозчика должна быть уверенность в компетентности капитанов.
Кроме того, на предприятии должен быть назначен ответственный за безопасность эксплуатации судов. Для крупных компаний на речном и морском транспорте ранее требовалось иметь в штате сотрудника с профильным образованием и стажем капитана/старпома не менее 3 лет, однако для маломерных судов это требование не применяется. Тем не менее, ответственность за безопасную навигацию несёт руководитель или назначенное должностное лицо компании.
Система безопасности и диспетчерское обеспечение
Перевозчик обязан соблюдать требования по безопасности судоходства. Крупные судоходные компании внедряют систему управления безопасностью (Safety Management System) и получают документ о ее соответствии, но для маломерных судов это не требуется.
Однако если перевозки планируется осуществлять по внутренним водным путям общего пользования, может потребоваться заключение договора с соответствующим бассейновым органом внутренних водных путей о диспетчерском регулировании движения судов. Такой договор необходим, чтобы суда включили в систему отслеживания и координации рейсов по рекам (особенно актуально, если маршрут проходит через шлюзы или загруженные судоходные пути). Для небольших прогулочных маршрутов в пределах одного водоема это обычно не требуется, но если ГИМС или Ространснадзор укажут на необходимость, договор должен быть представлен.
Соответствие прочим требованиям законодательства
У заявителя не должно быть запретов или санкций, исключающих выдачу лицензии. Например, предприятие не должно находиться в процессе ликвидации или банкротства.
Также важно соблюдать правила регистрации судов и иметь все необходимые судовые документы. В частности, регистрация маломерных судов является обязательной: каждое используемое судно должно быть зарегистрировано либо в реестре маломерных судов ГИМС (для большинства катеров до 20 м длиной), либо в Российском речном регистре/Росморречфлоте (если судно по своим характеристикам выходит за критерии маломерного). Использование незарегистрированного судна недопустимо.
Согласно правилам, собственник обязан зарегистрировать маломерное судно в течение 30 дней после приобретения. Нарушение сроков регистрации влечет штраф до 10 000 руб. для юрлиц, поэтому у перевозчика все суда к моменту лицензирования уже должны стоять на учёте.
➤ Подробнее о процедуре оформления лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом читайте в нашей статье «Как получить лицензию в 2025 году».
Полезные советы
Получение лицензии – процедура формальная, и важно учесть некоторые нюансы. Вот советы, которые помогут избежать ошибок:
- Проверьте назначение судна. Как отмечалось, в документах на маломерное судно должна стоять категория использования «пассажирское». Подводный камень: владельцы порой регистрируют катер как прогулочно-спортивный, а потом используют для экскурсий – это незаконно. Перед лицензированием перерегистрируйте судно под нужное назначение, иначе будет отказ.
- Убедитесь в достаточности страховки. Страховые полисы – обязательное приложение. Проверьте, чтобы страховая сумма и период действия соответствовали требованиям. Например, ответственность перевозчика должна покрывать хотя бы минимальную сумму, установленную законом (для внутреннего водного транспорта – обычно не менее 2 026 000 руб. на одного пассажира по жизни/здоровью, согласно закону об ОБС*). Отсутствие или истечение страховок – частая причина проблем.
- Все суда должны быть в списке. Лицензия выдается на вид деятельности в целом, а не на конкретное судно, но при подаче вы заявляете перечень плавсредств. В будущем, если купите новое судно или замените старое, не забудьте внести изменения в реестр лицензий. Эксплуатация судна, не указанного в лицензии, может трактоваться как нарушение. Благо, добавить судно можно быстро, подав заявление на изменение лицензии (также без госпошлины).
- Соблюдайте требования ГИМС. Лицензия Ространснадзора не отменяет того факта, что маломерное судно остается поднадзорным ГИМС в плане технического состояния и правил плавания. Удостоверьтесь, что судно прошло необходимое техническое освидетельствование (если положено) и экипаж имеет удостоверения. Регулярно обновляйте права судоводителей (раз в 10 лет) и возите на борту все документы – судовой билет, удостоверение на право управления, свидетельство о годности к плаванию (если выдавалось).
- Не перегружайте судно. В погоне за прибылью иногда пытаются взять на борт больше пассажиров, чем разрешено. Это грубое нарушение безопасности. Вместимость, указанная в судовом билете, – максимальная. Перегрузка не только опасна, но и при проверке может привести к немедленному запрету рейса и штрафам.
- Внимание к погоде и маршруту. Планируя коммерческие рейсы, оценивайте навигационную обстановку. Для маломерных судов могут закрывать навигацию в неблагоприятных условиях (туман, шторм). Всегда проверяйте прогноз перед выходом. Если лицензия получена на внутренние воды, не выходите в море без соответствующего разрешения (потребуется расширение лицензии на морские перевозки).
- Храните подтверждение лицензии. После получения лицензии распечатайте или сохраните электронное свидетельство о ней. При проверках на воде сотрудники контролирующих органов (Ространснадзор, ГИМС, транспортная прокуратура) могут запросить доказательство наличия лицензии. Как минимум, запишите реквизиты лицензии (номер и дата решения, кем выдана).
➤ Подробнее о том, как проверить статус лицензии и найти её в реестре Ространснадзора — читайте в статье: «Как проверить, действует ли лицензия на перевозку пассажиров водным транспортом».
Следуя этим рекомендациям, вы минимизируете риски отказа в лицензии или проблем в дальнейшей работе. Как говорится, вода ошибок не прощает – это относится и к документам. Все должно быть в порядке еще до того, как вы начнете возить пассажиров.
Оформим лицензию под ключ — «Дорожный регистр»
Сбор документов, регистрация судов, подача заявления — всё это требует опыта и знания нюансов законодательства. Компания «Дорожный регистр» предоставляет комплексную помощь в получении лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом по всей России.
Мы сопровождаем на каждом этапе — от консультации до получения лицензии. Вам не придётся разбираться в бюрократии и тратить время на доработки — всё сделаем за вас.
📞 Как с нами связаться:
- Телефон: +7 (495) 369-56-79
- E-mail: mail@roadreg.ru
- Сайт: https://roadreg.ru