Паспорт безопасности жд вагонов

Паспорт для вагонов перевозящих грузы повышенной опасности

Немного истории

После утверждения №16-ФЗ от 09.02.2007 года появились основы правового регулирования в транспортной сфере транспортной безопасности, введя базовые понятия и определения, установив обязательные условия и распределив полномочия госорганов и организаций транспортного комплекса. Следующим шагом было уточнение этих положений Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2020 года №1653, которое детализировало требования к обеспечению безопасности на жд транспорте, обозначив обязательные меры для инфраструктуры железных дорог.

Однако, с учетом требований жд транспорта, возникла необходимость в дополнительной спецификации норм, в контексте перевозок грузов повышенной опасности, которые представляют собой повышенный риск для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Правовое регулирование перевозок грузов повышенной опасности по железным дорогам и направленным на минимизацию рисков, стал Перечень опасных грузов, установленный Постановлением Правительства РФ 10 марта 2022 года №341. Этот перечень стал определяющим элементом в комплексе мер по контролю безопасности перевозок, учитывая специфические требования и условия транспортировки опасных грузов.

Обязательство по разработке паспортов

 

Развитие законодательства в сфере безопасности транспорта привело к необходимости разработки специальных документов — паспортов безопасности, которые являются обязательными для определенных категорий ПС. Паспорта безопасности призваны подтвердить соответствие ТС установленным нормам обеспечения защищенности от актов противозаконного вмешательства. Наличие паспорта это непременное условие использования ТС для перевозки грузов повышенной опасности, а также для пассажирских вагонов.

 

Предписание по созданию паспортов безопасности

 

Согласно Постановлению Правительства РФ принятого 10.10.2020года №1653, паспорт безопасности обязаны разрабатывать:

Кроме того, паспорт безопасности может разрабатываться для группы вагонов при условии, что:

  • принадлежат одному собственнику;
  • следуют в составе одного поезда.*

Таким образом можно констатировать что реализовать требование по созданию паспорта для группы вагонов невозможно.

 

Структура и содержание паспорта безопасности

 

Паспорт безопасности железнодорожного транспортного средства имеет четкую структуру и регламентированный состав информации. Рассмотрим подробнее основные разделы паспорта.
·         В разделе «Общие сведения о собственнике» указывается полное и сокращенное наименование организации-собственника ТС, организационно-правовая форма, адрес, контактная информация.
·         Раздел «Характеристики транспортного средства» содержит индивидуальный номер транспортного средства, дату постройки, основные технические параметры, виды грузов или пассажиров, для перевозки которых оно предназначено.
·         В разделе «Оснащенность средствами безопасности» перечислены системы защиты, которыми оборудовано данное ТС.
·         Раздел «Описание мер безопасности» содержит перечень реализуемых мероприятий по обеспечению защищенности — охрана объектов, контроль доступа, мониторинг и др.
·         Наконец, в разделе «Ответственные лица» указываются должностные лица собственника ТС, отвечающие за выполнение мероприятий по безопасности.
Такая структура паспорта позволяет в полном объеме описать систему защиты конкретного объекта жд транспорта от актов противозаконного вмешательства.

 

Порядок разработки и утверждения паспорта ТС

 

Разработка паспорта осуществляется самим собственником ТС или с привлечением специализированной организации. Составление паспорта начинается с обследования объекта и анализа реализуемых мер безопасности. Результаты проверки включаются в паспорт в виде приложения. После составления паспорт согласовывается с профильными подразделениями МВД, ФСБ и Росжелдора в части соблюдения требований по доступу к данным техсредств безопасности. Далее паспорт утверждается руководителем организации-собственника ТС и направляется на регистрацию в Росжелдор.

 

Необходимость актуализации паспорта

 

Паспорт ТС не является статичным документом и подлежит регулярным обновлениям. Основаниями для внесения изменений в паспорт являются:
Изменение законодательных требований;
Модернизация подвижного состава;
Смена собственника ПС.

Обновленный паспорт проходит повторные согласование и утверждение.

 

Важность соблюдения конфиденциальности сведений паспорта

 

Согласно законодательству, сведения паспорта относятся к информации ограниченного доступа. Их распространение может быть использовано для подготовки террористических актов и других преступных действий. Поэтому доступ к сведениям паспорта строго регламентирован. Ответственность за их защиту несет собственник транспортного средства.
Нарушение порядка работы с данными паспорта влечет административную или уголовную ответственность в зависимости от тяжести последствий.

 

Ответственность за непредоставление документа

 

За отсутствие паспорта безопасности, когда его наличие обязательно, предусмотрен широкий спектр административных санкций.
В зависимости от субъекта нарушения могут применяться штрафы от 30 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности.
Повторные или умышленные нарушения влекут более суровые меры вплоть до уголовной ответственности.

 

Недоработки в законодательстве о транспортной безопасности на ж/д транспорте

 

Недоработки в законе создают определенные сложности при его применении:
Неопределенность ответственности за соблюдение требований безопасности —  в постановлении Правительства №1653 отсутствует четкое определение, кто непосредственно должен следить за соблюдением требований. Текущая формулировка «субъекты транспортной инфраструктуры и/или перевозчики» предоставляет простор для разночтений. Это может включать как владельцев ПС, так и организации, занимающиеся перевозками (операторы подвижного состава и арендаторы).

Проблемы с обеспечением безопасности владельцами вагонов — с введением изменений в ФЗ «О транспортной безопасности», предписывающих перевозчикам уведомлять о перевозках грузов повышенной опасности, возникает вопрос о логичности возложения таких же обязанностей на владельцев вагонов и операторов ПС, при условии что собственник не участвует в перевозочном процессе, кажется нецелесообразным требовать от него выполнения функций субъектов транспортной безопасности.

Дополнительные требования к владельцам вагонов — текущее законодательство устанавливает требования к владельцам вагонов, выполнение которых сталкивается с рядом практических трудностей, обусловленных конструктивными особенностями самих вагонов. В частности, не все вагоны могут быть адаптированы под установку современных технических средств безопасности без значительного переоснащения. Это становится особенно затруднительным для крупных транспортных компаний, у которых на балансе находится несколько тысяч вагонов. Оснащение каждого из них необходимым оборудованием потребует их временного изъятия из эксплуатации, что может серьезно нарушить логистические процессы и привести к простоям в работе.

Также встает вопрос по технической реализации, например об источниках питания для оборудования или требования об автономности. Если оборудование и будет установлено, то в каком статусе оно будет? Навесное оборудование или влияющее на конструктивные элементы подвижного состава, в таком случае появляется требование по согласованию установки с производителями. При отсутствии согласованных перечней оборудования, остро встает вопрос об унификации для возможности массового применения.

Проблема печатных паспортов — требование предоставления паспортов транспортной безопасности в печатном виде приводит к значительным затратам времени и ресурсов, особенно учитывая необходимость постоянного обновления таких документов, объем которых может достигать 300 страниц.

 

Заключение

 

За последние годы в России создана достаточно развитая законодательная база в сфере обеспечения транспортной безопасности на ж/д транспорте. Принят ряд важных нормативных актов, регламентирующих общие требования безопасности и особенности их применения.
Вместе с тем существует необходимость дальнейшего совершенствования законодательства с учетом практического опыта его применения. Требуют уточнения нормы об ответственности за выполнение требований безопасности, а также необходимо оптимизировать избыточные требования к владельцам вагонов и предусмотреть возможность использования электронных паспортов безопасности.

Если вам необходимо обеспечить соответствие вашего железнодорожного транспорта современным требованиям безопасности, «Дорожный регистр» предоставит вам все необходимые услуги. Мы специализируемся на внесении вагонов в Реестр Росжелдора и разрабатываем паспорта безопасности, строго следуя актуальным законодательным нормам.
Оплата наших услуг производится только после того, как работа будет выполнена успешно, а стоимость определяется индивидуально для каждого проекта, с учетом его уникальных требований.
Мы предлагаем вам удобные способы связи для обсуждения деталей вашего проекта: можете позвонить нам, написать на электронную почту или использовать мессенджеры. На нашем сайте также доступен онлайн-чат, где вы быстро получите ответы на все ваши вопросы.
Выбирая «Дорожный регистр», вы можете рассчитывать на профессиональный и ответственный подход к выполнению вашего заказа!

Есть вопрос? Звоните, подскажем!
+7(495) 369-56-79
Или обсудите вашу задачу со специалистом и получите оптимальное решение
Обсудить задачу
Опишите вашу задачу

Опишите вашу задачу

и в течение часа мы пришлем Вам готовое решение
Делаем возможными безнадежные ситуации
Получить решение
Нажимая на кнопку “Получить решение”, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Oops! Something went wrong while submitting the form.