Как оформить лицензию на пассажирские перевозки речным транспортом

лицензия на переводку пассажиров внутренним водным транспортом

Содержание

Водные перевозки пассажиров по рекам и озёрам– лицензируемый вид деятельности, требующий предварительного получения специального разрешения. Без лицензии осуществлять коммерческие рейсы на реках и озёрах запрещено. В этой статье рассмотрены условия получения лицензии на работу во внутреннем водном сообщении, перечень необходимых документов, сроки оформления и проверки, а также даны практические рекомендации, как избежать распространённых ошибок при лицензировании. В конце вы найдёте информацию о том, как специалисты помогут оформить лицензию быстро и без ошибок.

Условия получения лицензии на перевозку пассажиров по внутренним водным путям

Лицензия обязательна для всех компаний и предпринимателей, которые занимаются перевозкой людей на внутренних водных путях России. К внутренним водным путям (ВВП) относятся реки, озёра, каналы и другие внутренние водные объекты, официально открытые для судоходства и включённые в перечень, утверждённый Правительством РФ. Эти водные артерии разделены на бассейны (например, Волжский, Камский, Обь-Иртышский бассейны и др.), управление которыми осуществляют специальные организации – администрации бассейнов внутренних водных путей (ФБУ «Администрация ______ бассейна ВВП»). Несмотря на то, что администрации занимаются поддержанием судоходных путей и обеспечением безопасности внутреннего водного транспорта на своём участке, выдачей лицензий ведает другой орган.

Кто выдаёт лицензию?


Выдачей лицензий на транспортировку пассажиров по рекам и озерам занимается Ространснадзор — федеральный орган транспортного контроля. Получателями лицензии могут быть юрлица и индивидуальные предприниматели. Физическим лицам без регистрации ИП лицензия не выдаётся.


О том, почему перевозки по воде не подходят для самозанятых — читайте в материале: «Нужен ли ИП для морских прогулок на катере».


Важно: лицензия оформляется в виде единого документа, но в ней обязательно указывается, какие виды работ (услуг) разрешены — перевозка пассажиров внутренним водным транспортом, перевозка пассажиров морским транспортом, или оба сразу.
Если вы планируете работать и на реках, и в морских акваториях, нужно заявить оба вида деятельности при подаче заявления.

Основные требования для соискателя лицензии

Перевозчик обязан иметь в наличии исправные суда, пригодные для пассажирских рейсов, и подготовленный персонал. Судна внутреннего водного транспорта должны быть должным образом зарегистрированы в реестрах (в ГИМС или Российском речном регистре) и соответствовать техническим требованиям (наличие освидетельствования, классификационных свидетельств и пр.). Также необходимо назначить уполномоченное лицо по вопросам безопасного судоходства– у него должно быть профильное образование и опыт работы. Перевозчик обязан обеспечить страхование рисков (как жизни и здоровья членов экипажа, так и ответственности перед пассажирами). Эти и другие нормы закреплены в законодательстве – прежде всего, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ и правилах перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте. При выполнении всех условий получение лицензии становится лишь вопросом правильного оформления документов.

Что считается внутренними водными путями?


Внутренние водные пути – это водные артерии внутри страны, используемые для судоходства. К ним относятся участки рек, озёр, каналов и водохранилищ, официально включённые в перечень ВВП РФ. Например, реки Волга, Кама, Енисей, Ленское и многие другие – все они внутренние водные бассейны. Управлением этих путей занимаются ФБУ администрации бассейнов внутренних водных путей (региональные структуры Росморречфлота). Они отвечают за навигационное состояние путей, содержание шлюзов и т.д. Однако лицензия на пассажирские перевозки водным транспортом выдаётся не этими администрациями, а Ространснадзором – единым федеральным органом, контролирующим перевозчиков.

Документы для получения лицензии и порядок оформления

Чтобы оформить лицензию водные перевозки по рекам и озёрам, необходимо подготовить определённый пакет документов и подать заявление установленного образца в лицензирующий орган. Рассмотрим, какие сведения и бумаги потребуется предоставить, а также как проходит сама процедура выдачи лицензии.

Необходимые документы

Ниже приведён список основных документов, которые должен собрать соискатель лицензии:

  • Заявление на получение лицензии – заполняется по установленной форме (бланк Ространснадзора). В заявлении указываются данные о соискателе и вид деятельности.
  • Учредительные документы и регистрационные данные перевозчика – для юридических лиц: устав, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство ОГРН; для ИП: свидетельство ОГРНИП. (Если заявление подаётся через портал госуслуг, эти поля заполняются автоматически на основании реестров.)
  • Приказ о назначении ответственного за безопасность – внутренний документ перевозчика, которым назначено уполномоченное лицо по вопросам безопасного судоходства. К приказу прилагаются документы, подтверждающие квалификацию этого специалиста (копии диплома о профильном образовании, документы о стаже работы). Такая мера обеспечивает соблюдение внутренних водных правил безопасности при перевозках.
  • Список судов, на которых планируется перевозить пассажиров – указываются наименования/типы судов, бортовые номера или регистрационные номера судов внутреннего водного транспорта, порт приписки и т.п. К списку прикладываются правоустанавливающие документы на суда: свидетельства о праве собственности на каждое судно (либо договоры лизинга/фрахта, если суда арендуются).
  • Документы на суда – подтверждающие допуск судна к эксплуатации. Обычно это копии судовых документов: свидетельство о регистрации судна в реестре, классификационное свидетельство или билет судна (для маломерного), свидетельство о годности к плаванию или другой документ технического надзора. Эти бумаги подтверждают, что судно соответствует требованиям безопасности внутреннего водного транспорта.
  • Полисы страхования:
    • Обязательное страхование экипажа — договор, обеспечивающий защиту жизни и здоровья членов команды в случае несчастного случая при выполнении служебных обязанностей.
    • Страхование гражданской ответственности перевозчика — полис, покрывающий возможный ущерб, нанесённый пассажирам (вред здоровью, жизни или имуществу) в процессе внутренних водных перевозок. Такой договор является обязательным и оформляется до начала деятельности.
    • При наличии крупных судов может потребоваться и страхование ответственности за экологический ущерб (например, от загрязнения вод топливом), но для большинства пассажирских перевозчиков на внутренних путях это неактуально.
  • План действий в чрезвычайных ситуациях – внутренний документ компании, описывающий меры по обеспечению безопасности и порядок действий экипажа при нештатных ситуациях на судне.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.
    По закону, госпошлина за выдачу лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом составляет 7 500 рублей. Однако в соответствии с Постановлением № 353 от 12.03.2022, при подаче заявления до конца 2029 года в электронной форме через портал Госуслуг госпошлина не взимается. Это позволяет сэкономить и оформить лицензию без дополнительных затрат.

В отдельных случаях от заявителя могут потребовать дополнительные сведения. К примеру, если каких-то данных нет в государственных информационных системах, Ространснадзор может запросить их копии (например, документы об образовании ответственного лица, если информация отсутствует в электронных реестрах). Полный перечень требований лучше уточнить непосредственно перед подачей – актуальную информацию публикует Ространснадзор на своём сайте и на портале госуслуг.

Порядок подачи заявления и получения лицензии

Процедура лицензирования перевозок на внутреннем водном транспорте включает несколько этапов:

  • Подготовка документов. Соискатель собирает все необходимые бумаги из списка выше. Рекомендуется проверить их актуальность и правильность оформления (печати, подписи, даты должны стоять, сведения должны совпадать).
  • Подача заявления. Заявление можно подать двумя способами:
    • Через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) – онлайн-подача упрощает процесс. Заявитель заполняет электронную форму, к которой прикрепляет отсканированные копии документов. Часть полей (реквизиты организации, ИНН, ОГРН и др.) заполняется автоматически системой.
    • Лично либо почтой в территориальное управление Ространснадзора – традиционный способ, предусматривающий подачу заявления на бумаге с приложением заверенных копий документов.
  • Рассмотрение заявления. После приема документов лицензирующий орган проверяет комплектность и достоверность сведений. На этом этапе могут проводиться внутренние проверки: запросы в реестры (например, проверка регистрации судов, наличия у компании необходимых страховок, дипломов у ответственных лиц). Выездная проверка перед выдачей лицензии обычно не проводится, однако при сомнениях инспекторы могут попросить предоставить дополнительные подтверждения или пояснения.
  • Принятие решения. Если все условия выполнены и документы в порядке, Ространснадзор выносит решение о предоставлении лицензии. Срок принятия решения регламентирован административным регламентом – как правило, не превышает 5 рабочих дней с момента приема полного комплекта документов. То есть уже через неделю при благоприятных обстоятельствах лицензия может быть оформлена. (Фактически сложные случаи могут занять больше времени, особенно если потребуется доносить недостающие сведения.)
  • Получение лицензии. Информация о выданной лицензии вносится в реестр лицензий на перевозку пассажиров водным транспортом. Заявителю выдается на руки либо в электронном виде лицензионный бланк или уведомление о регистрации лицензии. В настоящее время лицензия оформляется бессрочно (более не требуется продлевать каждые 5 лет, как это было ранее), однако при изменении существенных данных необходимо уведомлять ведомство и вносить изменения в реестр. Подробнее о внесении изменений в реестр лицензий читайте в статье «Когда и как вносить изменения в реестр лицензий на перевозку пассажиров водным транспортом».

После получения лицензии перевозчик вправе официально осуществлять пассажирские рейсы по заявленным видам сообщений. При этом лицензионные требования нужно соблюдать постоянно: наличие технически исправных судов, аттестованного персонала, актуальных страховок и всех документов. Ространснадзор впоследствии контролирует деятельность перевозчика (плановые и внеплановые проверки, проверки документов и безопасности). Если требования нарушаются, действие лицензии может быть приостановлено или аннулировано. Поэтому важно не только получить разрешение, но и далее соблюдать правила внутреннего водного транспорта и поддерживать компанию в требуемом состоянии.


➤ Подробнее: «Госуслуги и ГИМС: как получить лицензию на перевозку пассажиров катером или лодкой».


Рекомендации для успешного получения лицензии и распространённые ошибки

Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут ускорить получение лицензии и избежать отказов, а также перечислены типичные ошибки, совершаемые заявителями.

Полезные советы:

  • Заранее убедитесь в готовности материально-технической базы. Проверьте, что все ваши суда зарегистрированы, прошли необходимые освидетельствования и имеют на борту обязательное оборудование согласно требованиям Кодекса внутреннего водного транспорта. Если какое-то судно формально не допущено к перевозке пассажиров (например, не того класса или без нужных спасательных средств), лицензирующий орган это выявит. Приведите флот в полное соответствие требованиям внутренних водных правил безопасности до подачи заявки.
  • Назначьте квалифицированного ответственного за безопасность. Это обязательное условие: у компании должен быть специалист, отвечающий за безопасную эксплуатацию судов. Убедитесь, что у него профильное образование (например, диплом речного училища, морской академии или иной соответствующий документ) и стаж работы в сфере водного транспорта. Также рекомендуется, чтобы этот сотрудник прошёл аттестацию (при необходимости организуется в Ространснадзоре или учебном центре) на знание требований безопасности на воде. Неподготовленный или «случайный» кандидат в ответственные лица может стать причиной отказа в лицензии.
  • Оформите необходимые страховки. Не экономьте на страховании – отсутствие действующих договоров страхования ответственности перевозчика перед пассажирами является грубым нарушением. Согласно законодательству, перед началом деятельности перевозчик обязан заключить договор страхования гражданской ответственности (на случай причинения вреда пассажирам) с страховой компанией, имеющей соответствующую лицензию. Кроме того, позаботьтесь о страховании экипажа. Подготовьте копии страховых полисов для подачи вместе с заявлением.
  • Воспользуйтесь типовыми формами и чек-листами. Ространснадзор разработал проверочные листы и образцы заявлений для соискателей лицензий. Их использование поможет не пропустить важные пункты. Например, в типовом бланке заявления четко указано, какие приложения нужны. Сверьтесь с официальным чек-листом документов (актуальную версию можно найти на сайте Ространснадзора или портале госуслуг по данной услуге) – проставьте галочки, собрав все требуемое.
  • Подайте документы через портал госуслуг. Электронная подача заметно ускоряет процесс и минимизирует риск ошибок при заполнении. Система ЕПГУ автоматически подтягивает многие данные (регистрационные, налоговые), что исключает опечатки. К тому же, через портал удобнее отслеживать статус рассмотрения заявления. Если вы ещё не зарегистрированы на госуслугах как юридическое лицо/ИП, имеет смысл это сделать заблаговременно.

Распространённые ошибки при оформлении лицензии:

  • Неполный пакет документов. Одна из самых частых причин отказа – когда заявитель забыл приложить какой-либо документ или справку. Например, отсутствует копия приказа о назначении ответственного или не предоставлен список судов. Даже опечатка в заявлении или неверное указание реквизитов может привести к приостановке рассмотрения. Решение: тщательно проверять перечень документов перед подачей, воспользоваться готовым списком (см. выше).
  • Несоответствие требованиям лицензионных условий. Бывают случаи, когда компания подаёт на лицензию, не имея в достаточной мере ресурсов или квалификации. Например, в штате нет специалиста с нужным опытом или одно из заявленных судов фактически не предназначено для перевозки пассажиров. Комиссия выявляет такие несоответствия и отказывает. Решение: оценить готовность к деятельности ещё до начала лицензирования, при необходимости доукомплектовать штат, дооборудовать суда, пройти обучение.
  • Отсутствие необходимых страховок. Некоторые начинающие перевозчики не знают о требовании обязательного страхования и не заключают договор с страховщиком до подачи документов. В результате лицензия не выдаётся, пока страховой полис не будет представлен. Решение: изучить требования законодательства о транспортном страховании пассажиров (ФЗ «Об обязательном страховании ответственности перевозчиков»), заранее оформить полисы.
  • Попытка работать без лицензии или раньше её получения. Отдельные предприниматели, подав заявление, сразу начинают коммерческие рейсы, полагая, что «лицензия всё равно скоро будет». Это грубое нарушение: до фактического получения лицензии перевозки пассажиров выполнять нельзя. За такое предусмотрены штрафы и даже запрет деятельности. Решение: дождаться официального решения Ространснадзора и внесения вашей организации в реестр лицензий, только после этого выходить на линию.
  • Незнание деталей процесса. Например, неправильная оплата госпошлины (оплатили на неправильный счёт) или отправка документов не в тот орган (нужно в Ространснадзор, а не в администрацию водных путей). Такие ошибки замедляют процесс. Решение: внимательно следовать актуальной инструкции, при необходимости проконсультироваться со специалистами или напрямую в Ространснадзоре.

Следуя вышеперечисленным советам и избегая распространённых ошибок, вы существенно повысите шансы на быстрое получение лицензии с первого раза. Тем не менее, процедура может показаться сложной и отнимающей много времени – особенно если вы впервые с ней сталкиваетесь. В таких ситуациях не лишним будет привлечь специалистов для помощи в оформлении всех документов и взаимодействии с госорганами.

Помощь в оформлении лицензии от компании «Дорожный регистр»

Оформление лицензии на перевозку пассажиров по внутренним водным путям – задача, требующая времени, внимания и знаний нормативных тонкостей. Компания «Дорожный регистр» готова взять эти заботы на себя и помочь вам получить лицензию быстро и без ошибок. Наши эксперты обладают богатым опытом в лицензировании водного транспорта: мы проверим готовность ваших документов, поможем правильно заполнить заявление, организуем при необходимости аттестацию персонала и заключение договоров страхования, подадим документы от вашего имени и проследим за прохождением процедуры в Ространснадзоре.

Обращаясь в «Дорожный регистр», вы экономите свое время и гарантированно получаете результат – действующую лицензию, дающую право выполнять пассажирские перевозки на внутренних водных путях. Мы работаем по всей России и знаем все нюансы взаимодействия с контролирующими органами.

Свяжитесь с нами: +7 (495) 369-56-79, email: mail@roadreg.ruсайт: roadreg.ru. Консультация бесплатна – ответим на ваши вопросы и предложим оптимальное решение для быстрого начала вашего бизнеса на внутреннем водном транспорте!

Есть вопрос? Звоните, подскажем!
+7(495) 369-56-79
Или обсудите вашу задачу со специалистом и получите оптимальное решение
Обсудить задачу
Опишите вашу задачу

Опишите вашу задачу

и в течение часа мы пришлем Вам готовое решение
Помогаем даже в безнадежных ситуациях
Получить решение
Нажимая на кнопку “Получить решение”, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Oops! Something went wrong while submitting the form.